Важным и необходимым условием эффективной трудовой деятельности человека является внимание. Чем сложнее и ответственнее труд, тем большие требования она ставит во внимание, поскольку последняя обеспечивает выборочный целенаправленный характер таких познавательных процессов, как восприятие, мышление, запоминание, воспроизведение информации.

Внимание - сложное психическое явление, которое сопровождает, направляет и целесообразно организует психическую деятельность, не будучи самостоятельным ее видом, это сосредоточение сознания на определенном объекте, при котором обеспечивается особенно четкое отображение объекта.
Внимание - это такая сторона психической деятельности, благодаря которой отдельные восприятия, мысли, чувства, действия, образы осознаются человеком ясно и четко, тогда как другие отходят на второй план или сознательно не воспринимаются.

Физиологические механизмы внимания связаны с принципом доминанты, т.е. повышенной возбудимостью определенных мозговых структур, обеспечивающих высокую эффективность тех или иных познавательных процессов.

Внимание повышает эффективность труда, вызывая особенно четкий ход психических процессов. Благодаря механизму внимания человек не замечает побочных раздражителей, анализ и обобщение делает быстрее и точнее, мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не будет достигнута цель работы.

Специфическими особенностями внимания является ее сосредоточенность и динамичность Сосредоточенность внимания проявляется в углублении человека в деятельность при условии отвлечения от всех объектов, находящихся в поле восприятия Динамичность внимания - это ее постоянное колебание, которое выражается в периодическом изменении объектов восприятия Она обусловлена тем, что в каждый данный момент в сознании человека происходит много психических процессов.

В зависимости от объекта сосредоточения (предметы, мысли, движения) выделяют следующие формы проявления внимания:  сенсорная, интеллектуальная и моторная. Точность восприятия информации зависит от внимания, ослабление которой может привести к нарушению перцептивных процессов. Аналогичное значение внимание играет для продуктивного мышления, мнемических процессов.

По способам возникновения и осуществления различают непроизвольное и произвольное внимание Непроизвольное (пассивное, эмоциональное) внимание - это сосредоточение сознания на объекте в связи с его особенностями как раздражителя. Оно не требует усилий на сосредоточение и не связано с целью трудовой деятельности. Условием возникновения непроизвольного внимания является новизна или значительная сила раздражителя . В процессе труда непроизвольное внимание обуславливается внешними для человека причинами, не связанными с трудовой деятельностью, и проявляется как отвлечение от работы.

Произвольное (активное, волевое) внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, обусловленное условиями деятельности Характерными чертами ее являются целеустремленность, организованность, устойчивость Поддержание произвольного внимания требует от работника значительные усилия, особенно в сложных условиях, при наличии препятствий, снижении познавательного интереса и пассивных эмоциональных состояниях и усталости. Эти усилия уменьшаются, если происходит сочетание умственных процессов с практическими действиями,  на рабочем месте отсутствуют отвлекающие раздражители, благоприятный социально-психологический климат, заинтересованность в результатах работы.

В отношении трудовой деятельности выделяют еще один, особый вид внимания - вторично-невольное или послепроизвольное внимание. Как и произвольное, связанно с сознательно поставленной целью, послепроизвольное, достигается без особых волевых усилий работника в связи с повышенным интересом его не только к результатам, но и к содержанию самого труда Основная черта послепроизвольного внимания - наличие устойчивой доминанты - восторг, что обеспечивает наибольшую ее эффективность. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и характеризуется снижением волевого напряжения. Все три вида внимания тесно переплетаются и взаимодействуют, переходя на разных этапах работы друг в друга

 

Свойства внимания

Концентрация является показателем сосредоточенности сознания на определенном объекте, невозможности отвлечения внимания на побочные раздражители Наибольшая концентрация внимания достигается, когда сознание сосредоточивается на одном объекте.

Интенсивность внимания характеризуется количеством затрат энергии на осуществление психической деятельности Она зависит от заинтересованности человека к труду и его результатам Высокая интенсивность внимания необходима работникам так называемых наблюдательных профессий - операторам, диспетчерам, машинистам, а также научным, банковским работникам, педагогам, хирургам, рабочим, продукция которых требует особенно высокого качества.

Устойчивость внимания характеризуется способностью поддерживать концентрированную интенсивную внимание в течение определенного времени Показателем ее является продуктивность деятельности в течение длительного периода. Устойчивость внимания зависит от объектов сосредоточения и активности работника Сложные объекты требуют активного мышления, что является причиной длительного сосредоточения на них Продолжительность интенсивного сосредоточения зависит от силы нервных процессов работника, интереса его к труду. Устойчивое внимание необходимо операторам, шифровальщикам, рабочим-сборщикам.

Вместе с тем внимание может отвлекаться на побочные стимулы, не связанные с трудовой деятельностью Чаще отвлекается внимание при ее низкой устойчивости. В результате снижается эффективность деятельности. Кроме того, внимание характеризуется колебанием, которое проявляется в изменении ее сосредоточенности и устойчивости. Период колебания внимания составляет 2-12 с и не оказывает негативного влияния на деятельность. Причинами этого является динамика процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако колебания внимания через 15-20 мин, обусловленные необходимостью восстановления работоспособности истощенных нервных клеток, приводят к непроизвольного отвлечения работника от работы.

Объем внимания - это способность психики одновременно воспринимать определенное количество объектов или их элементов Он зависит от интереса человека к информации, от осведомленности с объектами восприятия, от условий, при которых  происходит восприятие Экспериментально доказано, что объем внимания человека составляет 4-6 не связанных между собой объектов. Увеличить объем внимания можно путем объединения предметов в группы по накоплению  опыта, знаний, формированием профессиональных интересов и трудовых навыков Объем внимания при этом увеличивается.

Распределение внимания - способность концентрироваться на нескольких объектах одновременно. С этой особенностью внимания связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий) Высокий уровень развития этого качества внимания работника - одно из обязательных условий эффективности труда, в частности операторов, многостаночников, дирижеров, педагогов и др. Возможность распределять внимание зависит от многих факторов. Так, чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределять внимание. Если же деятельность особенно сложная, то выполнение ее одновременно с другой практически невозможно (например, два вида умственной деятельности) Более эффективным является распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. Однако в этом случае производительность умственной деятельности может уменьшаться в большей степени, чем двигательной. Во всех случаях условием успешного распределения внимания является автоматизм одного из совмещаемых видов труда Распределение внимания, таким образом, является трудовой навыком, который формируется в процессе тренировки.

Переключение внимания - способность более или менее легко и быстро переходить от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой В процессе труда переключение внимания имеет место при переходе от одной операции к другой,  и от одного человека в процессе общения к другому и т. д. Оно может быть обусловлено программой сознательных действий в рамках одной деятельности, необходимостью перехода к новой деятельности или осуществляться с целью отдыха, когда предыдущая работа утомила работника.

Если работа в течение длительного времени остается неизменной, а меняются только объекты или операции, то имеет место переключение внимания в рамках ее устойчивости. Такое переключение внимания предотвращает переутомление работника, повышает устойчивость внимания. Показатели переключения внимания такие:

  • время, необходимое для перехода от одной деятельности или операции к другой;
  • производительность труда (по сравнению с деятельностью без переключения внимания);
  • качество, точность работы

Переключение внимания может быть полным и неполным Полное переключение работника на другой вид деятельности характеризуется полным отвлечением его внимания от предыдущей работы. При неполном переключении ни уровень сосредоточенности внимания работника недостаточен для успешного занятия новым видом деятельности. Переключение внимания может быть произвольным, когда работник сознательно контролирует объекты своего восприятия и непроизвольным, вызванным отвлечением от основной деятельности из-за появления сильных побочных раздражителей или в связи с усталостью.

Эффективность переключения внимания зависит от особенностей изменяемых видов деятельности и отношение к ним работника. Так, скорость и легкость переключения внимания уменьшаются при переходе от легкой к более трудной деятельности, от содержательной к менее интересной работе, от незавершенной работы к следующему заданию, от работы, которая требовала глубокого сосредоточения, в другую Скорость переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями личности, типом высшей нервной деятельности.

Медлительность переключения внимания во многих видах деятельности является причиной снижения качества работы и часто может привести к несчастным случаям, травматизма на производстве

Указанные качества внимания являются профессионально важными, их необходимо формировать в процессе производственного обучения и учитывать при профессиональном отборе и расстановке кадров на производстве.