Трудовая адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Цели адаптации ;

1. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

2. снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;

3. сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

4. экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

5. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

 

Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии этого процесса являются:

- организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;

- проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

- прохождение интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность;

- прохождение специальных курсов подготовки наставников;

- использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;

- выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового

работника с коллективом;

- подготовка замены при ротации кадров;

- проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

 

Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель – сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу.

Выделяют следующие формы адаптации:

1) Социальная адаптация – это процесс вживания индивида в социальную среду и

превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:

• внедрение в среду;

• принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;

• активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовле-

творения обоюдных интересов.

2) Производственная адаптация – процесс включения работника в новую для него

производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.

3) Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

4) Психофизиологическая адаптация – приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

5) Социально-психологическая адаптация – одновременно с освоением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.

6) Организационная адаптация – сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.

7) Экономическая адаптация. Каждая профессия отличается особыми способами материального стимулирования, а заработная плата связана с его условиями и организацией. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.

Выделяют два вида адаптации:

1. Первичная адаптация – приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений).

2. Вторичная адаптация – приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).

Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:

1. Стадия ознакомления. На этой стадии новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации. По окончании этой стадии работник должен четко представлять – подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся.

Администрация в свою очередь проводит следующую работу по отношению к новому сотруднику:

• окончательно подтверждает правильность решения о зачислении сотрудника в штат;

• обеспечивает скорейший переход специалиста в режим полноценного исполнения возложенных на него функций;

• выявляет потенциальные возможности работника;

• окончательно определяет профессиональные категории нового сотрудника и

последующего индивидуального развития в процессе дальнейшей работы.

Все вышеназванные вопросы должны быть разрешены во время испытательного

срока или стажировки нового сотрудника.

2. Стадия приспособления. Период адаптации сотрудника может охватывать период от одного месяца до одного года. Конкретная его продолжительность прямо зависит от помощи, которую ему оказывают непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. В этот период новичок должен «вписаться» в коллектив.

3. Стадия ассимиляции. В этот период работник проходит этап полного приспособления, полностью справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.

Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

Этап1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения. т. д.

Этап 2. Знакомство с локальными нормативными актами организации

Обязательные для ознакомления:

- Правила внутреннего трудового распорядка (сокращенно - ПВТР)(ч.3 ст. 68 ТК РФ)

- Правила обработки, хранения и использования персональных данных работников (п.8 ст 86 ТК РФ)

- локальный нормативный акт, содержащий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем(если работникам организации трудовым договором установлен такой режим, а такой раздел не включен в ПВТР)(ст.57, 101 ТК РФ)

- локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (если такой раздел не включен в ПВТР)(ст 105 ТК РФ)

- Положение об оплате труда (если такой раздел не включен в ПВТР)(ст. 135 ТК РФ)

- Положение о порядке и размерах возмещения расходов, связанных с командировками(если такой раздел не включен в ПВТР)(ч. 2 ст. 168 ТК РФ)

- локальный нормативный акт, предусматривающий порядок и условия прохождения работниками профессиональный подготовки или переподготовки (если такой раздел не включен в ПВТР, а работодатель направляет работников на обучение, переобучение или повышение квалификации)(ч.2 ст. 196 ТК РФ)

- Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты(для работников, которым по условиям труда полагаются средства индивидуальной защиты)(ст. 212 ТК РФ)

 

Документы, с которыми следует ознакомить работника, при их наличии в организации:

- должностная инструкция (если в трудовом договоре нет указания на трудовые обязанности работника);

- коллективный договор;

- положение о социальном обеспечении работников;

- положение об информационной безопасности;

- положение о коммерческой тайне;

- положение о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю;

- положение о документообороте;

- положение об инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- письменный договор о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности работника;

- иные документы, имеющие отношение к трудовой функции работника

Об ознакомлении со всеми локальными нормативными актами, принимаемый работник расписывается в трудовом договоре, либо в отдельных журналах или ведомостях.

Согласно ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц необходимо провести:

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим;

- вводный инструктаж об охране труда;

- первичный инструктаж по технике безопасности и по охране труда на рабочем месте

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

 

Этап 3. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации

К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом:

Функции и мероприятия по ориентации

Обязанности

непосредственного руководителя

менеджера
по персоналу

Составление программы ориентации

Выполняет

Ассистирует

Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами

 

Выполняет

Объяснение задач и требований к работе

Выполняет

 

Введение работника в рабочую группу

Выполняет

 

Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников

Выполняет

 

Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:

1. Общее представление о компании:

  • цели, приоритеты, проблемы;

  • традиции, нормы, стандарты;

  • продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;

  • разнообразие видов деятельности;

  • организация, структура, связи компании;

  • информация о руководителях.

2. Политика организации:

  • принципы кадровой политики;

  • принципы подбора персонала;

  • направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;

  • содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;

  • правила пользования телефоном внутри предприятия;

  • правила использования различных режимов рабочего времени;

  • правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

3. Оплата труда:

  • нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;

  • оплата выходных, сверхурочных.

4. Дополнительные льготы:

  • страхование, учет стажа работы;

  • пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;

  • поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;

  • возможности обучения на работе;

  • наличие столовой, буфетов;

  • другие услуги организации для своих сотрудников.

5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:

  • места оказания первой медицинской помощи;

  • меры предосторожности;

  • предупреждение о возможных опасностях на производстве;

  • правила противопожарной безопасности;

  • правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.

6. Работник и его отношения с профсоюзом:

  • сроки и условия найма;

  • назначения, перемещения, продвижения;

  • испытательный срок;

  • руководство работой;

  • информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;

  • права и обязанности работника;

  • права непосредственного руководителя;

  • организации рабочих;

  • постановления профсоюзов и политика компании;

  • руководство и оценка исполнения работы;

  • дисциплина и взыскания, оформление жалоб;

  • коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

7. Служба быта:

  • организация питания;

  • наличие служебных входов;

  • условия для парковки личных автомобилей;

8. Экономические факторы:

  • стоимость рабочей силы;

  • стоимость оборудования;

  • ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

После прохождения общей программы ориентации может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:

1. Функции подразделения:

  • цели и приоритеты, организация и структура;

  • направления деятельности;

  • взаимоотношения с другими подразделениями;

  • взаимоотношения внутри подразделения.

2. Рабочие обязанности и ответственность:

  • детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

  • разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;

  • нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;

  • длительность рабочего дня и расписание;

  • дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

3. Требуемая отчетность:

  • виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;

  • отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

4. Процедуры, правила, предписания:

  • правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;

  • поведение в случае аварий, правила техники безопасности;

  • информирование о несчастных случаях и опасности;

  • гигиенические стандарты;

  • охрана и проблемы, связанные с воровством;

  • отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;

  • правила поведения на рабочем месте;

  • вынос вещей из подразделения;

  • контроль за нарушениями;

  • перерывы (перекуры, обед);

  • телефонные переговоры личного характера в рабочее время;

  • использование оборудования;

  • контроль и оценка исполнения.

5. Представление сотрудников подразделения.

Этап 4. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

В первый рабочий день нового сотрудника обязательно встречает ме­неджер по персоналу, проводит по офису, знакомит с сотрудниками, представляет, и это представление должно быть взаимным. Расска­зывает, чем будет заниматься новый человек и с какими вопросами он может обращаться к своему визави. Это представление было не только профессиональным, но и немного личным. Если менеджер по персоналу хорошо знает сотрудников, все­гда можно найти какие-то общие точки: кто-то из одного города, кто-то заканчивал один и тот же институт, у кого-то одни и те же увлече­ния. Желательно показать, где в компании находятся туалет, столовая, и объяснить, в какое время можно пообедать. Желательно, чтобы в первый день работы за обедом новому сотруднику составил компа­нию менеджер по персоналу, руководитель или коллега по отделу За­дача менеджера по персоналу — срежиссировать этот процесс. Ничто так не повергает человека в глубокую тоску, как еда в одиночестве...

В первый день выхода на работу непосредственный руководитель нового сотрудника должен быть на месте. А если он в командировке и нет сотрудника, который реально мог бы его заменить, — лучше до­ждаться возвращения, особенно если речь идет о двух-трех днях. Или заранее подготовить программу работы, вместе с руководителем ре­шить, как будет проходить рабочий день нового сотрудника в его отсутствие. В первую неделю работы важно заполнить лист испыта­тельного срока

Цель

  Критерий
достижения

Срок

Факт выполнения, % (отмечает руководитель)

Создать электронный реестр документооборота по предприятию

Наличие реестра и начало его ведения

20.06.2011

100%

Умение фильтровать входящие на руководителя звонки

Отсутствие рекламы во входящих звонках

20.06.2011

95%

 

Этап 5. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.