6. Память в процессе труда
Память и ее составляющие процессы
Любая трудовая деятельность предполагает использование знаний, результатов предыдущей деятельности, индивидуального опыта работников Элементы опыта закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в зависимости от требований деятельности человека, образуя содержание памяти. Память является основой психической жизни человека и обеспечивает ее ориентацию в окружающей среде Важно подчеркнуть, что память - это отражения предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств. Хранение в памяти понятий и представлений является необходимым условием мышления, которое ими оперирует.
Память - это система сложных психических процессов, с помощью которых человек накапливает и сохраняет в сознании информацию и воспроизводит ее в зависимости от потребности
Такими процессами памяти являются запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы тесно связаны между собой, формируются и проявляются в деятельности и зависят от нее
Запоминание - это процесс закрепления нового путем связывания его с ранее приобретенным, в результате чего человек обогащается новыми знаниями и формами поведения
Хранение - более или менее длительное удержание в памяти информации, знаний, опыта
Воспроизведение - это процесс актуализации закрепленного ранее материала и использования его в деятельности
Забывание - это ослабление связей того или иного материала с прошлым опытом, обусловлено неиспользованием этого материала в деятельности Забывание, как и запоминание и воспроизведение, носит избирательный характер Значимый материал, связанный с потребностями и интересами человека, с целью его деятельности, забывается медленнее Итак, хранение материала в памяти определяется степенью его участия в деятельности человека.
Виды памяти
Поскольку память необходима во всех видах трудовой деятельности, то формы ее проявления чрезвычайно разнообразны Зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения, является общей основой для выделения различных видов памяти.
Отдельные виды памяти классифицируются согласно следующим основным критериям:
- по характеру психической активности, которая является ведущей в деятельности;
- по характеру целей деятельности;
- по продолжительности закрепления и хранения материала в зависимости от его роли и места в деятельности
Так, по характеру психической активности в деятельности различают: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем Она является основой для формирования трудовых навыков и обеспечивает физическую ловкость человека в процессе труда
Эмоциональная память - это память на чувства, которые выступают сигналами к определенным действиям или воздержания от последних
Образная память - это память на представления, на зрительные, слуховые и другие впечатления, вызванные действием раздражителей на органы чувств
Словесно-логическая память характеризуется запоминанием, хранением и воспроизведением мыслей, понятий, суждений, умозаключений Решающую роль в ее функционировании играет вторая сигнальная система
В зависимости от преимущественного развития того или иного канала, с помощью которого в нервной системе происходит восприятие, хранение и воспроизведение информации, отдельные люди могут быть наделены различным мы типами памяти: зрительной, слуховой, моторной Учет типа памяти при выборе человеком профессии, содержательными характеристиками которой она обеспечивает высокую эффективность работы и профессионализм в будущем. Однако чаще всего у людей достаточно хорошо развиты все каналы поступления информации, что позволяет говорить о смешанном тип памяти.
Итак, в практической деятельности важно активизировать все виды памяти, что способствует более глубокому запоминанию материала.
В зависимости от цели деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память
Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой цель что-то запомнить или припомнить
Если человек сознательно ставит перед собой задачу запомнить и сохранить материал, то такое запоминание называется произвольным. В трудовой деятельности человек пользуется как непроизвольной, так и произвольной памятью.
В зависимости от продолжительности времени, которое проходит между запоминанием и воспроизведением, выделяют кратковременную и долговременную память
Кратковременная память характеризуется коротким (секунды, минуты) хранением и немедленным воспроизведением материала после однократного его восприятия.
Долговременная память характеризуется длительным хранением материала после многократного его повторения и воспроизведения Она представлена всем объемом знаний, информации, переживаний, которыми обладает человек
Кратковременная и долговременная память рассматриваются как две стадии единого процесса. Благодаря кратковременной памяти особенно важная для достижения будущих целей информация проникает в долговременную память В долговременной памяти содержится информация, которая имеет не тактическое, а стратегическое значение для особо важных целей деятельности человека Длительное запоминание как продукт предварительной деятельности выступает условием эффективности будущей деятельности.
Выполнение работником конкретных действий и операций обслуживается мнемическими процессами, которые характеризуются как оперативная память
Запоминание, хранения и воспроизведение информации, которая поступает и перерабатывается в процессе выполнения определенных трудовых действий и которая необходима для достижения цели данного конкретного действия, называется оперативной памятью. В оперативной памяти используются материалы, которые поступают как с кратковременной, так и долговременной памяти При этом в памяти содержатся промежуточные результаты умственной деятельности до тех пор, пока человек ими оперирует По мере приближения к конечному результату промежуточный материал может забываться.
Показателями оценки памяти является объем, скорость и прочность запоминания, точность и готовность к воспроизведению информации
Объем памяти совершенно нового, не связанного с содержанием материала, составляет 7 ± 2 единиц. Скорость запоминания характеризуется количеством повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность запоминания выражается продолжительностью хранения материала и скоростью его забывания. Точность памяти заключается в способности без искажений воспроизвести информацию. Готовность памяти - это умение вспомнить в нужный момент необходимую информацию Понятно, что люди различаются по этим показателям памяти. Различия эти в определенной степени обусловлены типом высшей нервной деятельности, а также зависят от условий индивидуального развития.
Уровень развития памяти является важным показателем интеллектуального развития человека. Важным фактором и условием совершенствования памяти является труд, поскольку память вместе с мышлением составляет содержание всех видов деятельности и характеризует уровень их интеллектуализации.
Законы и техники запоминания
Техники запоминания
Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника. Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей. Мнемотехника появилась во времена, когда человеку еще не было знакомо письмо. С помощью мнемотехник жрецы и шаманы могли запоминать астрономический объем информации. Способность запоминать информацию ценилась во все времена. Одним и наиболее известных мнемонистов был Джордано Бруно. Он написал немало книг о мнемотехниках, одна из которых называется «О тенях идей».
Рассмотрим несколько приемов мнемотехники:
Прием 1: Рифмуйте информацию
Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму. К примеру: «кое, либо, то, нибудь — тире ставить не забудь, а частицы бы, ли, же – пишут давно раздельно уже».
Прием 2: Формируйте фразы из первых букв информации
Ярким примером такого приема служит последовательность цветов в спектре: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова означает определенный цвет: К – красный, О –оранжевый, Ж – желтый и т.д.
Прием 3: Метод связки
Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.
Прием 4: Метод зацепок
Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0 – баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д.
Прием 5: Метод Цицерона
Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.
Возможно, какие-то приемы мнемотехники знакомы нашим читателям. Но стоит сказать о том, что мнемоника – это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации. Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов.
Законы запоминания
- Закон установки — ставьте установку перед началом работы. Представьте, что два человека в течение одного и того же времени запоминают одинаковую информацию. Одного из них попросили запомнить на неделю, а второго — только на час. Как вы думаете, какие результаты будут при проверке — сразу после запоминания? Тот, кто ожидает проверку через неделю, значительно лучше справится с заданием. Это доказано опытным путем. Поэтому, если что-то нужно запомнить на завтра, можно дать себе установку запомнить на месяц вперед.
- Закон ярких впечатлений — подключайте эмоции. Чем ярче впечатление от какого-либо события, действия или текста, чем оно необычнее, чем больше каналов восприятия задействовано, то есть чем более значима информация, тем прочнее будет запоминание. Можете проверить это самостоятельно, обратившись к детским воспоминаниям. Укус пчелы, первый день в школе, первый поцелуй и прочие неординарные события не забываются почти никогда. Чтобы использовать этот закон, можно сознательно вызывать дополнительные эмоции к запоминаемому.
- Закон интереса — ищите пользу. То, что нам интересно, мы запоминаем намного быстрее и легче. Как и предыдущий, этот закон тесно связан со значимостью информации, только теперь эта значимость, или важность, определяется сознательно. Болельщик легко запомнит счет матча, имена отличившихся футболистов и т. п. Чтобы искусственно вызвать интерес, можно, например, задавать себе вопросы перед чтением: «Зачем мне нужна эта информация? Какую еще пользу она принесет?» Желательно к тому же ответить на эти вопросы.
- Закон осмысления — понимайте суть. Чем понятнее суть и логика предмета, тем легче его запомнить, потому что происходит приближение процессов восприятия к процессу мышления. Вот простейший пример: чтобы запомнить фразу «Дерепан модаз еинетч», нужно найти способ сделать ее понятной. Например, прочесть наоборот. Найденный скрытый смысл, логика и закономерности изучаемого предмета облегчают запоминание. Понял — значит запомнил.
- Закон ретроактивного торможения — делайте перерывы. Последующее запоминание тормозит предыдущее. Особенно сильно этот закон действует, когда новый материал схож с только что запомненным. Происходит это потому, что наша память не абстрактна, а имеет материальные структуры в виде нейронных связей, которым нужны время и энергия, чтобы сформироваться.
- Закон проактивного торможения — чередуйте дела. Из-за заученного ранее материала происходит забывание нового. Влияние тем сильнее, чем больше сходства с предыдущей деятельностью. Если вы пять часов занимались философией Фихте, а потом без всякого отдыха перешли к Канту, то мысли Канта в вашей памяти могут спутаться — и, скорее всего, спутаются — с мыслями предыдущего философа. Информация особенно хорошо запоминается по утрам.
- Закон действий — применяйте на практике. Информация, которой мы пользуемся, вовлекаем в деятельность, применяем на практике, запоминается лучше. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно произвести над ней какое-нибудь действие: найти взаимосвязи, сопоставить, подсчитать или как-то использовать.
- Закон предшествующих знаний — используйте свой багаж. Чем больше предшествующих знаний по определенному предмету, тем лучше запоминается вся новая информация по этой теме. Новое связывается с уже известным, опирается на имеющийся фундамент. Перед работой с новым материалом целесообразно заранее вспомнить все, что уже известно по этой теме.
- Закон повторения — повторяйте правильно. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается.
- Закон одновременных впечатлений — заходите с фланга. Информация запоминается не изолированно. Все происходящее в одно и то же время находится в одном и том же «шкафчике» в памяти. Запах или обстановка могут вызывать в памяти определенные события. Если что-нибудь не удается вспомнить, нужно вызвать в памяти максимум одновременных — смежных — впечатлений.
- Закон края — лучше много раз помалу, чем помногу мало раз. Лучше всего запоминается информация, полученная в начале и конце. Подумайте о какой-нибудь книге, фильме или разговоре — начало и конец всегда отчетливо выделяются в памяти. Начало, конец и некоторые яркие моменты. Поэтому ежедневные занятия, по часу каждое, предпочтительнее, чем одно в неделю длиной в семь часов.
12.Закон незавершенности - Сущность этого закона была доказана экспериментально. В ходе исследований выяснилось, что испытуемые лучше припоминали задания, которые им по условиям эксперимента не давали довести до конца. Те же задания, которые были выполнены полностью, теряли свою актуальность и стирались из памяти. То есть человек лучше помнит и воспроизводит информацию, которая для него остается актуальной.
Примером работы этого закона может выступить практически полное забывание учебного материала после ответа на экзамене в том случае, если студент изучает предмет с установкой «только бы ответить на экзамене», и не осознает необходимость сохранить эту информацию на более длительный период. После экзамена информация теряет свою актуальность и забывается. Поэтому так важно при изучении материала осознавать ее значение и важность для всей последующей жизни.