1.3. Основные компоненты рынка труда
На современном цивилизованном рынке труда, выделяют следующие компоненты, необходимые для его нормального функционирования
1. Субъекты рынка труда
а) работодатели – наниматели, которые могут быть представлены различными фигурами, в зависимости от узаконенной структуры отношений. Имеют возможность диктовать свои условия, так как только они определяют количество, качество рабочих мест и устанавливают цену на рабочую силу;
б) наемные работники – свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств к существованию и индивидуальному воспроизводству. Они отвергают или принимают условия работодателей и имеют ограниченные возможности влиять на них. Поэтому возникает необходимость в посредниках, роль которых выполняет государство;
в) государство – является третьим субъектом, активно воздействует на происходящие процессы на рынке труда, как непосредственно регулируя эти процессы (оказывая услуги по трудоустройству, профообучению и профориентации, информируя субъектов рынка труда), так и применяя методы экономического принуждения через антимонопольное законодательство, сферу обращения, бюджетные, денежно-кредитные рычаги.
Государство как партнер на рынке труда обеспечивает баланс интересов его субъектов. Благодаря регулирующему воздействию государства рынок труда становится важнейшим элементом социального функционирования экономики и воспроизводства рабочей силы. Для достижения этих целей государство создает необходимые условия и закрепляет их в законодательных и других правовых актах. Их основными положениями являются:
- свобода предложения рабочей силы, т.е. при наличии условий для добровольного выбора профессии, вида деятельности с учетом как индивидуальных, так и общественных потребностей;
-свобода спроса на рабочую силу, т.е. найма и увольнения работников всеми работодателями (как в лице государства, так и частных предпринимателей) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, условий труда, его оплаты, защиты интересов граждан в виде компенсаций незанятым;
- свободное начисление и выплата заработной платы при соблюдении установленного законом гарантированного минимума;
- запрет на принуждение к труду и строгая ответственность должностных лиц за нарушение этого условия;
- законом гарантируется всем незанятым гражданам, желающим трудиться, бесплатное оказание информационной и консультационной помощи при трудоустройстве, профориентации и профессиональной подготовке, материальная поддержка в случае отсутствия подходящей работы. В то же время законом не предусматривается и не гарантируется предоставление рабочих мест всем желающим.
2. Правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда, являются еще одним компонентом рынка труда.
Функционирование рынка труда невозможно без регулирующих норм. В первую очередь это Конституция РФ, в которой указывается на недопущение дискриминации при приеме на работу, основанной на половозрастных, религиозных, национальных признаках. Трудовой кодекс содержит нормы приема и увольнения работников, их социальной защиты. Федеральный закон от 19.04.1991 г «О занятости населения в России» охватывает вопросы статусной позиции безработных и занятых, материальной поддержки незанятых и социальной адаптации этой категории экономически активного населения на рынке труда.
Ряд федеральных и региональных нормативных актов также оказывают регулирующее воздействие на рынок труда.
3. Конъюнктура рынка труда – соотношение спроса и предложения, складывается в зависимости от состояния экономики (спад или подъем), отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технического базиса, благосостояния населения, оказывают влияние демографические, природные, ресурсные факторы. В зависимости от состояния спроса и предложения на рынке товаров и услуг происходит увеличение или уменьшение количества свободных рабочих мест, что регламентирует приток или отток рабочей силы с рынка труда в производство и наоборот. Предложение на рынке труда зависит от численности и состава населения, его половозрастных и образовательных характеристик, показателей физического и психического здоровья трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, оно напрямую зависит от проводимой государством социальной политики и эффективности реализуемых им мер в демографической, образовательной сфере.
Спрос является прямым отражением общественных потребностей в рабочей силе, необходимой для производства продукта, достаточного для удовлетворения нужд общества.
Количественные и качественные характеристики спроса обусловлены числом и структурой рабочих мест, объемами доходов, используемых для покупки произведенных товаров.
Коньюктура рынка труда может быть трех типов:
• трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;
• трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;
• равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.
4. Инфраструктура рынка труда — это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда: государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды.
Деятельность органов инфраструктуры направлена на содействие занятости, снижение безработицы, реализацию социальных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, формирование банков данных о рабочих местах, сбор и анализ статистической информации и др.
5. В качестве пятого необходимого для функционирования современного рынка компонента некоторые исследователи выделяют безработицу и социальные гарантии, направленные на её смягчение.
Кроме компонентов на рынке труда, выделяют элементы рынка труда:
• открытый рынок труда представлен экономически активным населением, ищущим работу и нуждающимся в подготовке и переподготовке, а также всеми вакантными рабочими местами во всех секторах экономики;
• скрытый рынок труда характеризуется наличием работников, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для деятельности предприятия.
Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.
Официальный открытый рынок труда определяется наличием свободной рабочей силы и вакантными рабочими местами, зарегистрированными в службе занятости. Очевидно, что такой рынок труда охватывает далеко не все потребности работодателей в наемной рабочей силе, не отражает реальной ситуации в области ее распределения по рабочим местам, а также не учитывает все категории населения, заинтересованного в работе по найму.
Официальный скрытый рынок труда отражает структуру трудовых ресурсов, которые в перспективе могут выйти на открытый рынок. Ряд предприятий в период спада производства вынужденно применяют меры, направленные на временное сокращение трудоиспользования: отправляют своих работников в отпуска без оплаты, переводят их на сокращенную рабочую неделю и т.п. Таким образом, следствием неэффективности производства является неэффективность занятости. Кроме того, излишняя рабочая сила возникает из-за сокращения затрат живого труда вследствие развития и внедрения новой техники и технологий, закрытия нерентабельных производств по причине сокращения спроса на их продукцию, оптимизации управленческих структур, приводящей к сокращению затрат рабочего времени, и др. При этом одна часть работников перераспределяется внутри самих предприятий, а другая — выходит на открытый рынок труда и либо трудоустраивается (переходит в сферу занятости), либо эти люди становятся безработными.
Неофициальный рынок труда характеризуется тем, что наемная рабочая сила и вакантные рабочие места не регистрируются в службах занятости. При этом поиск работы незанятым населением и поиск подходящих работников работодателями осуществляются собственными силами, а купля-продажа рабочей силы происходит непосредственно между заинтересованными сторонами. В целом работодатели заинтересованы в соблюдении норм трудового права при найме и использовании рабочей силы: оформление трудового договора, определение легальных условий занятости, обеспечение исполнения обязательных гарантий относительно режимов труда и отдыха, организация безопасного рабочего места, предоставление льгот и компенсаций определенным категориям работников и т.д. Однако такие сделки нередко оказываются не обеспеченными гарантиями в сфере социально-трудовых отношений, предусмотренными законодательством РФ, что приводит к серьезным последствиям как для работника, так и для работодателя: аварии, травматизм, выплата компенсаций работникам в судебном порядке и т.п.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда.