В разных странах рынок труда проявляет некоторые особен­ности, обусловленные реализацией различных подходов к регу­лированию занятости и безработицы.

Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях дей­ствует жесткое отношение к работникам, которые при измене­нии конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллектив­ными договорами охвачена только четверть работников. Недоста­точно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персо­нала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географиче­ской и профессиональной мобильности работников.

Европейская модель рынка труда характеризуется высокой сте­пенью законодательного регулирования сферы занятости, высо­ким влиянием профсоюзов, широким набором выплат и ком­пенсаций, связанных с безработицей, потерей трудоспособности и др. Вместе с тем государство реализует разнообразные программы для обучения безработных, самозанятости, создания ра­бочих мест.

Российский рынок труда также характеризуется рядом специ­фических черт:

•   низкий уровень официально регистрируемой безработицы. Так, в 2007 г. численность безработного населения составила 4,2 млн чел. (По данным обследования населения по проблемам занятости, регуляр­но проводимого Федеральной службой государственной статистики), а зарегистрированными в государственной службе занятости населения были только 1,5 млн чел.;

•   значительное распространение теневой занятости, связан­ное, в частности, с несовершенством налогового законода­тельства, создающего препятствия в виде завышенных ста­вок налоговых платежей, что усложняет использование фор­мальных схем трудоустройства в малом и среднем бизнесе;

•   широкое распространение практики «серой» заработной платы, снижающей уровень социальных гарантий наемных работников через занижение уровня среднего заработка, составляющего основу для расчета страховых выплат по безработице и пенсионного обеспечения;

•   межрегиональное движение рабочей силы характеризуется ее активным притоком в экономически развитые регионы и, соответственно, оттоком с территорий, испытывающих трудности. Таким образом, внутригосударственная мигра­ция населения выстраивается как спонтанный процесс, усиливающий давление на рынок труда, в первом случае, со стороны предложения рабочей силы, во втором — со стороны спроса на нее, что в конечном итоге приводит к устойчивому дисбалансу региональных рынков труда;

•   несовершенство миграционной политики и миграционно­го законодательства создает условия для практически не­регулируемого притока рабочей силы из стран СНГ;

•   реализация активной политики государства в области за­нятости и регулирования рынка труда сдерживается из-за недостаточного финансирования программ обучения без­работных, отсутствия действенных механизмов, стимули­рующих создание новых рабочих мест, и т.д.;

•   трудовое законодательство в большей степени ориентиро­вано на обеспечение прав наемных работников, что вынуж­дает работодателей применять механизмы, позволяющие регулировать взаимоотношения с работниками при минимальных трудовых гарантиях. Например, неправомерное применение срочных трудовых договоров, сокращение шта­та при необходимости увольнения работника, заключение контрактов с лицами, чей возраст приближается к пенси­онному, и т.д.;

• система социального партнерства характеризуется нали­чием нескольких сильных профсоюзов в базовых отраслях общественного производства и их отсутствием в малом и среднем бизнесе, следствием чего является значительное расхождение ставок заработной платы, а также низкий уро­вень реализуемых трудовых гарантий наемных работников в частном предпринимательстве.

Указанные признаки оказывают деструктивное влияние на становление рынка труда как необходимого элемента эффектив­ной экономики. Поэтому решение проблем занятости, безрабо­тицы и миграции рабочей силы должно найти выражение в про­думанной государственной политике, основанной на реализации механизмов регулирования спроса и предложения труда, а также отношений в сфере занятости населения РФ.