2.2. Национальные модели рынка труда
В разных странах рынок труда проявляет некоторые особенности, обусловленные реализацией различных подходов к регулированию занятости и безработицы.
Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.
Европейская модель рынка труда характеризуется высокой степенью законодательного регулирования сферы занятости, высоким влиянием профсоюзов, широким набором выплат и компенсаций, связанных с безработицей, потерей трудоспособности и др. Вместе с тем государство реализует разнообразные программы для обучения безработных, самозанятости, создания рабочих мест.
Российский рынок труда также характеризуется рядом специфических черт:
• низкий уровень официально регистрируемой безработицы. Так, в 2007 г. численность безработного населения составила 4,2 млн чел. (По данным обследования населения по проблемам занятости, регулярно проводимого Федеральной службой государственной статистики), а зарегистрированными в государственной службе занятости населения были только 1,5 млн чел.;
• значительное распространение теневой занятости, связанное, в частности, с несовершенством налогового законодательства, создающего препятствия в виде завышенных ставок налоговых платежей, что усложняет использование формальных схем трудоустройства в малом и среднем бизнесе;
• широкое распространение практики «серой» заработной платы, снижающей уровень социальных гарантий наемных работников через занижение уровня среднего заработка, составляющего основу для расчета страховых выплат по безработице и пенсионного обеспечения;
• межрегиональное движение рабочей силы характеризуется ее активным притоком в экономически развитые регионы и, соответственно, оттоком с территорий, испытывающих трудности. Таким образом, внутригосударственная миграция населения выстраивается как спонтанный процесс, усиливающий давление на рынок труда, в первом случае, со стороны предложения рабочей силы, во втором — со стороны спроса на нее, что в конечном итоге приводит к устойчивому дисбалансу региональных рынков труда;
• несовершенство миграционной политики и миграционного законодательства создает условия для практически нерегулируемого притока рабочей силы из стран СНГ;
• реализация активной политики государства в области занятости и регулирования рынка труда сдерживается из-за недостаточного финансирования программ обучения безработных, отсутствия действенных механизмов, стимулирующих создание новых рабочих мест, и т.д.;
• трудовое законодательство в большей степени ориентировано на обеспечение прав наемных работников, что вынуждает работодателей применять механизмы, позволяющие регулировать взаимоотношения с работниками при минимальных трудовых гарантиях. Например, неправомерное применение срочных трудовых договоров, сокращение штата при необходимости увольнения работника, заключение контрактов с лицами, чей возраст приближается к пенсионному, и т.д.;
• система социального партнерства характеризуется наличием нескольких сильных профсоюзов в базовых отраслях общественного производства и их отсутствием в малом и среднем бизнесе, следствием чего является значительное расхождение ставок заработной платы, а также низкий уровень реализуемых трудовых гарантий наемных работников в частном предпринимательстве.
Указанные признаки оказывают деструктивное влияние на становление рынка труда как необходимого элемента эффективной экономики. Поэтому решение проблем занятости, безработицы и миграции рабочей силы должно найти выражение в продуманной государственной политике, основанной на реализации механизмов регулирования спроса и предложения труда, а также отношений в сфере занятости населения РФ.