Мышление - это процесс опосредованного, обобщенного отражения человеком действительности в наиболее существенных взаимосвязях и отношениях Оно социально обусловлено, неразрывно связано с языком, возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и осуществляется с помощью системы соответствующих операций.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек выходит за пределы чувственного познания и познает такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не воспринимаются. Иначе говоря, мышление проявляется как абстрактное, опосредованное Отделение тех или иных свойств от объекта осуществляется посредством фиксации их в понятиях, словах. Слово, таким образом, является материальной оболочкой для мысли, становится непосредственной действительностью для людей Результатами, продуктами процесса мышления есть мысли в виде понятий, суждений, умозаключений.

 

Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений действительности Содержание понятий раскрывается в суждениях

Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками

Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которого из одного или нескольких суждений вытекает иное суждение, основанное на сущности исходных суждений

В процессе мышления человек опирается на знания и опыт, накопленный прошлыми поколениями, оперирует словарным запасом языка, созданным ими. Вместе с тем мышление каждого человека формируется и развивается в процессе его собственной активной познавательной деятельности и направляется на решение тех задач, которые являются наиболее актуальными.

В процессе работы мышление имеет целенаправленный характер и обусловлено ее целью, необходимостью решения новых проблем, изменениями обстоятельств и условий деятельности, когда устаревших способов и средств уже недостаточно. В этом случае возникает проблемная ситуация, которая характеризуется наличием различных противоречий и требует формирования на ее основе осознанного задача, решаемая благодаря мышлению.

Задачей мышления является острая необходимость установить связь между явлением и его причиной или выбрать программу действий, которая обеспечила бы достижение поставленной цели

Мотивы мышления в процессе труда проявляются как специфически познавательные и неспецифические. В первом случае побудительными движущими силами мышления как деятельности выступают интересы и мотивы, в которых в оказываются познавательные потребности работника Во втором случае мышление осуществляется под влиянием внешних факторов, а не чисто познавательных интересов. Совершенно очевидно, что сочетание этих мотивов обеспечивает высокую эффективность мышления, что особенно необходимо в творческой работе.

Движение мысли человека от фактов к выводам, от оценки ситуации до принятия решения осуществляется с помощью таких операционных компонентов мышления, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.

 

Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Это расчленение целого на части

Синтез - объединение отдельных элементов на основе выявленных в процессе анализа существенных связей.

Сравнение позволяет выявить сходство или различие между предметами, явлениями и их свойствами

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвержение других, менее существенных.

Обобщение предусматривает объединение предметов и явлений по существенным признакам и свойствам.

Конкретизация означает выделение какой-то стороны предмета или явления

Классификация связанная с отнесением отдельного предмета, явления к группе на основе наиболее существенных признаков.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение групп объектов в определенном порядке как по существенным, так и несущественными признаками

Все эти операции проявляются не изолированно друг от друга и реализуются в процессе решения реальных проблем

Сравнение, анализ, обобщение работник осуществляет тогда, когда перед ним встает проблемная ситуация.

 

Виды мышления

В зависимости от содержания труда и решаемых задач различают три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое

Наглядно-действенное, или сенсомоторной, мышление - простейшая форма мышления, при котором операции анализа и синтеза сочетаются с практическими действиями. Так, расчленяя производственную операцию на приемы и действия, рабочий осуществляет практический анализ, а соединяя отдельные узлы и детали, он реализует практический синтез.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание умственного задачи базируется на образном материале Работник анализирует, сравнивает, обобщает различные образы предметов и явлений, соотносит их с ранее накопленной информацией. Например, оператор формирует представление о реальной ситуации на основе принятой и декодированной информации.

Словесно-логическим или понятийным мышлением называется процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира Понятийное мышление - необходимое условие и содержание всякой творческой умственной работы.

В практической деятельности человека все виды мышления неразрывно связаны, постоянно переходят друг в друга при решении различных задач

Особое значение в процессе труда имеет так называемое оперативное мышление, под которым понимают такой процесс решения практических задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель операций и действий, которая обеспечивает решение поставленной задачи.

В процессе труда человек мыслит профессиональными понятиями, то есть у него формируется профессиональный склад мышления

Профессиональное мышление - это интеллектуальная деятельность по решению профессиональных задач. Высокий уровень профессионализма работника связан с теоретическим, творческим мышлением и развитым практическим интеллектом

Объективный процесс интеллектуализации труда требует формирования у работника мышления, направленного на обновление знаний, повышения квалификации, нахождения новых, оригинальных способов решения проблем, прогнозирование ситуаций и принятия нестандартных решений.

При переходе к рыночной экономике формой отражения экономической действительности становится экономическое мышление - обобщенное познание людьми экономических процессов и явлений, их существенных связей в экономичным них понятиях и категория.

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей обусловлены разным соотношением и уровнем развития его видов, а также качествами познавательной деятельности

Среди качеств ума выделяют: глубину, широту, гибкость, критичность, самостоятельность, конкретность, последовательность, скорость мысли

Глубина ума характеризуется умением проникать в суть проблемы и всесторонне ее рассматривать, выявлять причины, предвидеть последствия явлений и событий

Широта ума проявляется в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в разных областях знаний

Гибкость ума связана с умением изменять способы решения проблем в зависимости от конкретных условий

Критичность ума - это умение не подвергаться влиянию мыслей, а правильно оценить их сильные и слабые стороны, а также свои выводы и действия

Самостоятельность ума проявляется в умении самому увидеть проблему и решить ее

Конкретность ума означает умение не только охватить всю проблему, но и выделить в ней наиболее существенное и важное

Последовательность мысли - это умение быстро принимать правильные, обоснованные решения

Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи, называется интеллектом. Интеллект как способность рационально мыслить, разумно действовать, в частности в  сфере трудовой деятельности, позволяет человеку сознательно адаптироваться к окружающей среда.