5. Функциональные состояния
Значение функциональных состояний в деятельности человека
Психофизиологическое функциональное состояние понимается как системная реакция от организменного до личностно-психологического уровня, обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений.
Состояние представляет собой причинно обусловленное явление, реакцию не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Любое состояние является результатом включения индивидуума в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая, в свою очередь, влияние на осуществление деятельности. В психологической литературе в большинстве случаев, не всегда разделены понятия: функциональное состояние и психическое состояние. Психическое состояние человека это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.
Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). На этом основании говорят о функциональном состоянии — системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности.
Выделяют следующие показатели функциональных состояний:
- субъективные реакции;
- изменения вегето-соматических и психических функций;
- продуктивность и качество работы.
Утомление
Утомление — это функциональное состояние организма, проявляющейся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функции, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы. Данное определение отражает три обязательных признака утомления; во-первых, уменьшение работоспособности; во-вторых, предшествующая длительная иди напряженная работа; в-третьих, уменьшение работоспособности является временным, обратимым. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные виды режима работы: поддержание минутного объема крови за счет учащения сердца вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции осуществляются с вовлечением большего числа мышечных групп; при ослаблении силы сокращения отдельных мышц нарушаются сила и скорость сокращений и устойчивость вегетативных функции, процессы высшей нервной деятельности. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность, координация, движений; возрастает физиологическая стоимость работы; изменяется характер протекания психических процессов; снижается сенсорная чувствительность: возрастают абсолютные и дифференциальные пороги; увеличивается время реакции, однако может возрасти скорость ответной реакции с увеличением числа ошибок. Страдает внимание — сужается объем, нарушается переключение и распределение, нарушается сознательный контроль за деятельностью. Затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, страдает кратковременная память. Ухудшается эффективность процессов мышления за счет преобладания стереотипных способов, когда требуется принятие новых решений.
Утомление выражено и в субъективных переживаниях человека. С разной степенью осознанности воспринимается состояние физиологического и психического дискомфорта: потливость, одышка, тремор, нелокализуемые боли, нарушение характеристик внимания, дефекты мышления и памяти, расстройства в сенсорной сфере, ослабление воли. При сильных степенях утомления наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему. Медицинские показатели утомления — травматизм и производственно обусловленные заболевания. Экономические — снижение качества и количества труда. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, что находит свое отражение в сознании в виде ощущения внутреннего препятствия и желания прекратить работу, которое называется усталостью.
Усталость — психическое явление, переживание, вызываемое утомлением.
Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы, перемещению органов управления.
К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, относятся:
- воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия);
- повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс;
- чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой (физкультура и спорт, домашняя работа).
В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступают: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания, длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация), остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни, недостаточное физическое развитие, наличие вредных привычек, недостаточный уровень физической подготовленности.
Монотония
Влияние научно-технического прогресса на структуру и содержание трудовой деятельности
Общая тенденция в развитии современного производства заключается в том, что научно-технический прогресс освобождает работника от тяжелого физического труда и переключает его на выполнение операций, требую преимущественно участия психических функций Так, механизация труда, уменьшая нагрузку в первую очередь на крупные мышцы, повышает значение мелких групп мышц и усложняет программу действий В двигательной активности особое значение приобретают скорость и точность движений, тонкая градация мышечных усилий при управлении механизмами С переходом от индивидуального к мелко-и крупносерийного производства усиливается роль двигательных функций и уменьшается программирующая деятельность работникика.
При полуавтоматическом производстве человек исключается из процесса собственно обработки предмета труда Ее задача ограничиваются выполнением простых операций по обслуживанию оборудования
Автоматизация резко меняет роль человека в производственном процессе. От работника при управлении механизмом, требуется доскональное знание обслуживаемого аппарата Вмешательство человека в работу автоматов может быть временным при выполнении простых действий или рассчитанным на длительную работу со сложной программой действий Основной чертой деятельности работника в этих условиях является готовность к действиям и связанная с ней скорость реакций Такое функциональное состояние работника характеризуется как «оперативный покой», что сопровождается сильным нервным напряжениянням.
Дифференциация труда полно проявилась в поточно-конвейерной организации производства, когда высокая производительность обеспечивается за счет автоматизации двигательных навыков, минимизации времени на выполнение операций, задается ритм и темп работы Конвейерный труд приобретает явные черты монотонности.
Результатом научно-технического прогресса является внедрение автоматизированных систем управления производственными процессами, в том числе дистанционного Различают два основных способа управления производственным процессом на расстоянии, когда:
- пульты управления требуют частых активных действий работника, а сам он является необходимым оперативным звеном в системе управления;
- пульты оснащены сенсорным полем, предмет труда исчезает из поля зрения работника и заменяется закодированным сигналом. Производственный процесс требует алгоритмизации. Работник находится преимущественно в состоянии готовнности к действий.
В последнее время обострилась проблема воздействия на человека новых технологий, связанных, в частности, с автоматизацией всех функциональных сфер производства. Наибольшее распространение в развитых странах приобретают гибкие производственные системы, которые работают под контролем электронно-вычислительных машин Сюда относятся автоматизированные погрузочно-транспортные системы; центры механической обработки, сеть для передачи информации.
Негативные последствия новейших технологий оказываются:
- в усилении темпа работы и монотонности;
- повышении шума;
- изоляции работника в техногенной среде;
- ограничении контактов вследствие привязки к терминалам ЭВМ;
- развития неблагоприятных психических состояний;
- нервных нагрузках при незначительных физических;
- возможностях травматизма
Компьютеризация производства, широкое использование персональных компьютеров, растущая численность пользователей Интернета также превращаются в сложную проблему, которая требует учета адаптационных возможностей человека к соблюдению соответствующих требований.
Положительные последствия использования дисплейной техники связаны с сокращением времени оборота документов, повышением производительности труда. Однако исследования, проведенные в США, Швейцарии и других странах, показали, что работа по обслуживанию дисплеев сопровождается повышенным напряжением зрения; интенсивностью и монотонностью труда; преобладанием статических нагрузок, нервно-психическим напряжением. Так, нагрузка на зрительный анализатор при работе с дисплеями сравнению с традиционной визуальной работой увеличивается почти в 2,5 раза.
Профессиональный риск для пользователей дисплеями связан также с возможностью облучения. Последнее снижает активность коры, сосредоточение внимания и замедляет реакции на экране, кроме команд оператору появляются предупредительные сигналы, если скорость его работы недостаточна, что еще больше усиливает нервно-эмоциональное напряжение результате среди операторов достаточно распространены такие профессиональные по хворювання, как ухудшение зрения, мышечные боли, психические и нервные расстройства, болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания.
Итак, в результате научно-технического прогресса растут монотонность труда, нервно-эмоциональное напряжение работника, связанное как с сенсорной депривацией, так и перегрузкой большим объемом работ ты, статические нагрузки и гиподинами.
Психофизиологическая сущность и критерии монотонности труда
Причины и последствия монотонной работы
Важным мотивом высокопроизводительного труда является содержательная работа, которая стимулирует творческую активность и инициативу работника, развивает его физиологический и интеллектуальный потенциал Однако, как уже отмечалось, научно-технический прогресс часто сопровождается чрезмерным расчленением технологического процесса на простые операции или ее элементы. Пооперационное разделение труда получил особое распространение в поточно-конвейерном, массовом, крупносерийном в производстве, где на рабочем месте постоянно или длительное время выполняется одна или ограниченное количество операций.
Рациональный разделение труда обеспечивает высокий уровень специализации и способствует повышению производительности труда, так:
- у работников формируются и закрепляются трудовые навыки вследствие упражнений, исключаются лишние движения, уменьшаются затраты энергии;
- устанавливается четкий ритм, который активизирует нервную деятельность, а через нее деятельность всех органов и систем работника;
- обеспечивается рациональная организация рабочих мест в соответствии с последовательностью выполнения трудовых операций;
- обеспечивается автоматическая подача деталей и заготовок на каждое рабочее место, что уменьшает время на вспомогательные работы;
- создается возможность подбирать персонал с учетом индивидуальных способностей;
- сокращается период производственного обучения в связи с простотой выполняемых операций
Наряду с положительными сторонами поточно-конвейерный способ организации производства имеет и недостатки
Основные из них:
- жесткая регламентация деятельности вследствие стабильных темпа и ритма, которые не могут быть оптимальными для всей группы работников;
- перенапряжения отдельных групп мышц;
- отсутствие изменения деятельности, не обеспечивает отдыха работающим группам мышц в процессе труда;
- возникновения у работников такого состояния, как монотонность, что проявляется в незаинтересованности и равнодушия к работе и приводит к снижению производительности труда
Следует отметить, что монотония возникает не только на конвейерных работах Она характерна и для однообразной ручного труда, которая распространена во многих отраслях народного хозяйства Даже на механизированных и частично автоматизированных поточных линиях ручным трудом занято 30-35% рабочих.
Важной предпосылкой появления монотонных работ является развитие полуавтоматической производства и автоматизированных систем управления. Основными функциями работника является несложные, однообразные движения, которые повторяют ься тысячи раз за смену, или функции наблюдения, управления и контроля за работой систем.
Последствия монотонности такие:
- быстрое развитие усталости в связи с локализацией мышечных и нервных нагрузок;
- гиподинамия;
- развитие неврозов;
- недовольство работой и снижение творческой активности работника;
- повышенная текучесть кадров
Сущность и виды монотонности
«Монотонность» в переводе с греческого означает однообразие. В психологической литературе понятием «монотонность» характеризуют особое психическое состояние, которое возникает у человека как реакция на однообразную и бедную н на впечатление деятельность В социально-экономической литературе монотонность связывается с чрезмерным расчленением трудового процесса на простые элементы (операции).
Психофизиологическая сущность монотонности объясняется закономерностями взаимодействия процессов возбуждения и торможения.
Основные признаки монотонных работ следующие:
- малоэлементные состав, т.е. структурная однообразие и простота трудовых действий;
- незначительная длительность выполнения однотипных трудовых операций и действий;
- высокая повторяемость трудовых операций и действий в единицу времени
Согласно учению И П Павлова о высшей нервной деятельности для каждого условного рефлекса в коре головного мозга есть своя точка приложения, то есть нервная клетка, которая отвечает за этот рефлекторный акт т Это означает, что каждой трудовой действием или трудовым движением управляет специальная нервная клетка или группа нервных клеток При выполнении простых однообразных операций и действий в состоянии возбуждения находится я ограниченное количество нервных клеток По образному выражению И П Павлова, в этом случае имеет место «долбление в одну клетку» Вследствие этого происходит быстрое истощение энергетических веществ в пр ацюючих корковых центрах, и процесс возбуждения в них изменяется процессом охранительного торможенияцесом охоронного гальмування.
Восстановительная функциональная система блокирует рабочий акт, чтобы предотвратить перенапряжение и истощение нервных клеток При этом торможение в работающих корковых центрах развивается на фоне общего в торможения в коре головного мозга, которое было необходимым условием формирования рабочей доминанты Итак, охранительное торможение при монотонных работах проявляется в сонливости работника и ощущении устало ости, что исключает возможность их выполнения без напряжения воли По мнению М И Виноградова, в физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, которая проявляется тем быстрее и глубже, чем более ограничено раздражающее область коры, то есть чем проще состав подразниковои стереотипной системотипної системи.
Монотонная работа, как и всякая другая, вызывает усталость и появление чувства утомления. Именно это и обусловило наличие двух точек зрения на проблему монотонности Одни ученые рассматривают монотонность как разновидность усталости Другие, наоборот ки, считают монотонность самостоятельным явлением, несмотря на сходство физиологического механизма втомоми.
Общим для монотонности и усталости является то, что они влияют на работоспособность и переживаются как неприятное ощущение Отличие между ними заключается в том, что:
- усталость обусловливается тяжестью работы, а монотонность может иметь место при выполнении легкой, неутомительно работы;
- усталость является фазовым процессом в динамике работоспособности, а монотонность характеризуется волнообразной кривой, т.е. периодическими повышениями и спадами;
- усталость усиливает психическое напряжение, а монотонность ослабляет его
зависимости от преобладающего нагрузки различают два вида монотонности: двигательную и сенсорную
Двигательная монотонность, как правило, характерна для работ, где ведущую роль играет энергетический фактор, то есть имеет место напряжение опорно-двигательного аппарата Она характеризуется однообразными трудовыми движениями и действиями, к когда нагрузка приходится на ограниченные группы мышц Это, как правило, штамповочные, шлифовальные, простые станочные работы, работа на конвейере, полуавтоматизированных линиях, ручные вспомогательные работы тощщо.
Сенсорная монотонность характерна для работ, в которых преобладает информационный фактор (напряжение сенсорного аппарата, активизация таких психических функций, как внимание, мышление, долговременная и оперативная память) При этом м монотонными считаются работы, связанные с длительным пассивным наблюдением, с восприятием однообразной информации или характеризуется недостатком информации, поступающей, а следовательно, ограниченным воздействием на нервную систему производственных сигналев.
Отмечается также монотонный влияние на человека окружающей производственной среды
Физиолого-гигиеническими исследованиями установлено, что существует не менее семи групп монотонных работ
- конвейерные работы, выполняемые в заданном темпе и ритме, где простые элементы операции, короткие по продолжительности и в определенной последовательности, повторяются многократно в течение смены, недели, месяца;
- работы, выполняемые поточным способом, где темп и ритм зависят от главного рабочего потока;
- работы, выполняемые в свободном темпе и ритме на станках, автоматах и полуавтоматах, штамповки, клепки и т.д., где операция сводится к двум элементам: взять и положить деталь или изделие;
- контрольные работы, связанные с выбраковкой продукции (зрительный контроль);
- операторская и диспетчерская работа, связанная с регулированием (нажатие пальцами рук на клавиши, кнопки, рычаги, размещенные на пульте управления), подачей изделий или деталей с участка цеха в другую
- труд операторов, связанная с пассивным наблюдением за стрелками приборов на панели щита пульта управления, отражающие ход технологического процесса;
- однообразная работа в условиях монотонной действия производственной среды при наличии таких факторов, как определенный уровень шума, освещение, вибрации и т. п
На монотонность работы указывают три группы признаков
- психологические - быстрое появление субъективного ощущения утомления, сонливости, апатии, скуки;
- физиологические - снижение частоты пульса и дыхания, уменьшение потребления кислорода, снижение мышечного тонуса;
- производственные - периодические колебания средней тривалос-е выполнения операций, неравномерность выработки и его уменьшение
Психические состояния работника при выполнении монотонной работы
Субъективное переживание монотонии проходит в форме фазного развертывания таких психических состояний, как перенасыщение, снижение психической активности, скука, апатия и безразличное отношение к работе, выхлопной ения, сонливость.
Таким образом, монотония - неспецифический состояние, обусловленное негативными изменениями в направленности личности, который сопровождается переживанием однообразия, что выражается в форме апатии и скуки, с последующим снижением пс сихофизиологичнои и трудовой активности.
Психическое перенасыщение характеризуется как эмоциональное психофизиологическое напряжение, возникающее у работника на фоне крайне негативного отношения к однообразной работы и проявляется в попытке доп пиниты ее резком снижении эффективности труда Оно имеет трехфазную динамику эмоциональных состояний: недовольство - раздражение - аффект, который проявляется в форме резкого прекращения работы, гнева, конфликт носттності.
Состояние перенасыщения соответствует образованию в коре головного мозга концентрированного возбуждения, которое индуктуе в других отделах мозга торможение Однако длительная суммация возбуждений в этой области приводит к постепенного истощения нервных клеток и развития охранительного торможения Поддержание посредством волевых усилий активности нервных клеток на фоне охранительного торможения обусловливает появление в поведении и работника различных аффективных действий (вплоть до отказа работатьи).
Состояние пониженной психической активности проявляется в ослаблении психических функций, в частности внимания, в замедлении скорости процессов восприятия, двигательных реакций, приводящих к потере бдительности, поги иршення контроля и самоконтроля Такое положение характерно преимущественно для работ, которые отличаются сенсорной монотонностью (работа операторов, водителей автотранспорта) Скорость реакции резко уменьшается и мгновенная реакция становится невозможной, что создает психологические предпосылки для аварий и производственного травматизмаму.
Скука по психологическому содержанию представляет относительно спокойное переживания работником пониженного интереса к работе Это пассивное состояние, характеризующееся снижением трудовой активности, желанием отвлечь ваться, поговорить Скука непосредственно не зависит от изменений в физиологическом субстрате При этом состоянии в коре головного мозга преобладают процессы торможения, однако вместе с тем есть небольшой участок сб удження, связанная с выполнением однообразной работы или ожиданиям ее окончания Скука подобна ожидания и связана с желанием изменить условия для возможной активной деятельноості.
Сонливость - постоянный спутник некоторых монотонных работ, особенно опасна, когда от работника требуется напряженное внимание и высокая бдительность Сонливость возникает чаще в условиях сенсорной монотонии, реже е - в условиях двигательной монотонии (на конвейере) Для этого состояния характерно преобладание в коре разлитого торможенияня.
Все эти состояния тесно взаимосвязаны и могут переходить друг в друга
Многими исследованиями установлено, что в зависимости от индивидуально-психологических особенностей люди по-разному относятся к монотонным работ и по-разному переживают связанные с ними психические состояния В Одни работники чувствуют сильно выраженную скуку, другие - довольны простой работой, третьи - активно пытаются разнообразить трудовой процесс, привнося элементы творчества В этой связи важ иве значение имеет изучение таких профессионально важных качеств, которые формируют психологическую структуру специальных способностей человека к монотоностийкостті.
Монотоностийкисть и ее показатели
Монотоностийкисть - это специальная способность человека, которая характеризуется низкой чувствительностью к единообразию, склонностью к однотипной деятельности, доминированием положительных эмоциональных состояний, высокой производительностью п труда, обеспечивает реализацию личностного потенциала при длительном выполнении монотонной робот.
Основными показателями монотоностийкости работника являются: чувствительность к монотонному фактора; доминирующие цели в процессе труда; эмоциональные состояния, потребность в разнообразной деятельности; мотивация; эффективность труда (темп работы, активность, инициативность) По этим признакам выделяются три уровня монотоностийкости: низкий, средний и высокий. Работники с низким уровнем монотоностийкости характеризуются повышенной чувствительностью к монотонному фактора, предотвращением монотонной работы, предпочтением творческой работе, преобладанием при выполнении монотонной работы состояний психического перенасыщения и мон отонии, низкими показателями эффективности, значительными перепадами в темпе и качестве работы Для работников со средним уровнем монотоностийкости характерны невысокая чувствительность к монотонной работы, нейтрал ьнисть по ориентации на монотонную или разнообразную деятельность, большая склонность к привычной, малоэлементные труда, доминирование нейтральных или положительных эмоциональных состояний, высокие, но нестабильные результаты рабоаці.
Работникам с высоким уровнем монотоностийкости свойственны низкая чувствительность к однообразной работы, преобладание активно-позитивных целей и мотивов, предпочтение малоэлементные видам деятельности, пер реважання положительных эмоциональных состояний, высокие и достаточно стабильные результаты труда, творческое включение в трудовой об этом.
Западные психологи различают «монотонофильнисть» и «монотонофобнисть». Монотонофилы - лица, воспринимают однообразную работу как наиболее приятную; монотонофобы, наоборот, воспринимают монотонную робот ту как неприятную Вряд ли стоит преувеличивать любовь к монотонной работе таких людей, по социологическим исследованиям, не более 33 %.
Интегральным показателем монотоностийкости можно считать время, после которого у работника возникает монотония и психическое пресыщение При этом центральное место в структуре монотоностийкости принадлежит мо отиву и цели деятельности Именно мотив и цель значительно влияющие на психических процессов и состояний, хотя и не исключают развитие монотонии Последняя зависит от многих факторов, определяющих сте пень монотонности работыти.
Критерии монотонности труда
Критериями монотонности труда является повторяемость трудовых приемов и действий в единицу времени, продолжительность операции и уровень ее сложности Однако этих показателей недостаточно, поскольку степень монотонности оп Перацим даже при значительном временном интервале, но меньшей элементном составе, может быть выше, чем при выполнении многоэлементной операции с незначительным временным циклом каждого элемента зависимости от сочетание нескольких признаков различают четыре категории монотонных робеіт.
Таблица 91
КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ монотонности труда
Особенности операции |
Степень монотонности |
|||
І |
II |
III |
IV |
|
Повторяемость (в час) |
до 180 |
181-300 |
301-600 |
600 |
Продолжительность, с |
100 |
100 ... 46 |
45 ... 20 |
19 ... 2 |
Количество элементов |
10 |
10-6 |
5-3 |
2-1 |
Для оценки монотонности важное значение имеет учет темпа и ритма работы Операционная темп - это степень насыщения единицы рабочего времени трудовыми движениями Ритм - закономерное чередование элементов работы и пауз между ними
При одинаковых условиях, более монотонная и производственная операция, которой присущ высокий операционный темп Исходной величиной для оценки интенсивности операционного темпа считается норматив 25 трудовых движений руками за одну мину.
Для сравнения различных работ по монотонностью используется коэффициент монотонности - Км, который рассчитывается по формуле:
Км=Тпр/Т
где Тпр - время, затраченное на выполнение повторяющихся движений (действий);
Т - общая продолжительность выполнения работы
Однако обоснование единых критериев монотонности наталкивается на определенные трудности, поскольку монотонные работы сильно отличаются по тяжести и характеру сдвигов физиологических функций организма пр рацивника С М Золина выделяет следующие четыре группы конвейерных работ:
- нервно-напряженны физически легкий труд;
- физически легкий труд со средним нервным напряжением;
- физически тяжелый труд со средним нервным напряжением;
- физически тяжелый нервно-напряженный труд
Первая группа конвейерных работ (сборка часовых механизмов) характеризуется большой сложностью операций и наименьшей монотонностью Для этой группы характерно высокая координация движений, напряжение зрения, статические нагрузки, активность высших отделов ЦНС.
Вторая группа конвейерных работ характеризуется сравнительно простыми по содержанию операциям, меньшим количеством и продолжительностью элементов, умеренным напряжением зрения, внимания
Третья группа работ (сборка моторов автомашин) характеризуется еще более простым содержанием операций, высокой монотонностью при значительных динамических и статических нагрузках, затратами энергии 200 ... 250 к ккал / м.
Четвертая группа работ связана со значительной монотонностью, поскольку операции состоят всего из 2-3 элементов (сборка грузовых автомобилей) - подъем, перенос и поддержания деталей. За смену 30 ... 40 т энергозатраты - 300-350 ккал / м350 ккал/год.
Кривые работоспособности, построенные на основе экономических, физиологических и психологических показателей при выполнении различных групп работ, значительно отличаются. Так, по показателю мышечной выносливости для работ первой и второй групп характерна классическая кривая работоспособности, для третьей и четвертой групп - кривая истощения, когда резкое снижение этого показателя отмечается через 1-1,5 часа, а в конце рабочей смены она на 60% меньше исходного уровня.
Монотонные операции приводят к резко выраженных изменений в ключевых для данной трудовой деятельности физиологических системах и умеренных сдвигов в сопутствующих системах Особенно монотонные операции без преимущественного напряжения которой ись одной физиологической системы вызывают большие сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системи.
Психофизиологический анализ трудовых операций
Для обоснования границ пооперационного разделения труда и разработки мероприятий по предотвращению монотонности, проектирование рациональной структуры операции, темпа и ритма работы необходимы объективный анализ т трудовых операций, оценка степени их монотонности, обнаружение так называемых критических и структурных психологических особенностей Критические особенности операции - это те элементы операции, которые требуют от работника повышенного напряжения психических функций или при выполнении которых наблюдается наибольшая частота ошибочных действий Ошибочные действия - это элементы трудовой деятельности, которые нарушают ее нормаль ный ход и не способствуют достижению поставленной цели Каждая ошибочное действие имеет свою причину или несколько причин, по которым одна является основной Устранение основной причины является залогом безошибочного выполнения труд овой операцииації.
Наиболее типичными причинами ошибочных действий являются:
- недостаточная подготовка рабочего, отсутствие хорошо сформированных трудовых навыков;
- несоответствие индивидуально-психологических качеств работника требованиям выполняемой работы;
- временное снижение работоспособности;
- отрицательный перенос ранее сложившихся трудовых навыков на выполняемую работу
Ошибочные действия могут быть причиной аварийных ситуаций и несчастных случаев Аварийная ситуация - это усложнение трудовой деятельности, которое делает невозможным ее дальнейшее выполнение в связи с возможной ав варио Если работник неправильно реагирует на аварийную ситуацию, то возможна авария или несчастный случай Путем изучения допущенных ошибок устанавливается зависимость аварийной ситуации или аварии от су купности личностных качеств работникика.
Во психофизиологическими структурными особенностями трудовой операции понимают состав сенсорных, перцептивных, мнемических и моторных действий, их взаимосвязь и взаимовлияние
Психофизиологический анализ операций предполагает изучение количества приемов и движений, их продолжительности и повторяемости, сложности элементов и траекторий движений, силы и точности мышечных усилий, ритма и темпа, напряжения отдельных х сенсорных систем, внимания, динамики работоспособности и физиологических сдвигов в организме работника Для этого применяют такие методы, как наблюдение за выполнением трудового процесса (операции), х ронометраж и алгоритмический анализ Суть последнего заключается в расчленении трудового процесса (операции) на составные элементы и установлении между ними логической связи и последовательности На основе алгоритма ритмического анализа определяется количественная сложность деятельности, мышечное и нервно-психическое напряжение работника Кроме того, используются результаты опроса работников о субъективной оцен ку их состояния и уровня монотоностийкостости.
Основные мероприятия, направленные на предотвращение монотонности и повышение содержательности труда
Реализация творческих способностей личности, повышения мотивации к труду за счет так называемого «обогащения» труда приобретают все большее значение в развитии производства на современном этапе
Обоснование системы мероприятий по предотвращению монотонности и ее негативных последствий базируется на учении И П Павлова и И М Сеченова о необходимости расширения поля пробковой активности в процессе п труда и исключения «долбление» в одну клетокдовбання» в одну клітину.
радикальным мероприятием является проектирование рациональных трудовых процессов и операций на основе оптимального разделения труда Задача состоит в том, чтобы каждую операцию сделать содержательной, способствующей развитию у работника творческого мышления. Основным принципомм проектирование рационального трудового процесса (операции) является принцип сохранения определенной логической завершенности и структурной целостности выполняемой операции Даже в условиях глубокой дифференциации технологического процесса необходимо устанавливать такую количество элементов операции и последовательность их выполнения, которая воспринималась бы работником как логически завершенных единиця.
Вторым важным принципом проектирования трудового процесса является обеспечение достаточного энергетического уровня операции Специальными исследованиями установлено, что негативные психические состояния в большей степени вы иявляються при выполнении тех работ, которые из-за незначительного энергетическую стоимость не стимулируют функциональной активности организма Если монотонная работа достаточно интенсивная по затратам энергии, то скука, сонливость, психическое пресыщение могут не возникать Доказано, что при физической работе для поддержания активного тонуса коры затраты энергии не должны быть меньше 2,5 ккал / мин (150 ккал / чод).
Предотвращению монотонности и повышению содержательности труда способствует укрупнению трудовых операций Благодаря укрупнению операций у работника формируется более сложный стереотип трудовых действий, что положительно сказывается на состоянии собаки ихофизиологичних функций Опыт показывает, что операция должна состоять не менее чем из 5-6 элементов при условии сохранения целевого содержаниету.
Важным средством борьбы с монотонностью является чередование операций, каждая из которых является монотонной Научной основой чередование операций является эффект Сеченова, суть которого в том, что при смене деятельности активизирует ется другая группа нервных центров, а в ранее работающих эффективно происходит «заправка» энергией Итак, принцип чередования операций заключается в замещении и компенсации психофизиологических функций, акт ивизации других мышечных групп, нервных центров, уменьшении чрезмерного напряжения работающих мышц Значение чередования операций, таким образом, заключается в ликвидации негативного влияния односторонних нагрузок жень На практике применяется несколько вариантов чередования операций: через каждый час, через 2,5 ч, один раз в течение смены, через день отношении снятия фактора монотонности наиболее эффективно е чередование операций один раз в течение смены, хотя в конкретных производственных условиях этот вопрос решается по-разному Учитываются условия труда, структура операций, мастерство работникувників.
Чередование операций связано с совмещением профессий и трудовых функций Отметим, что овладение работником вторыми и смежными профессиями, кроме преодоления монотонности и повышения привлекательности п труда, повышает конкурентоспособность работника на рынке труда и мобильность в самом предприятийі.
Для снятия монотонности необходимо, чтобы операции отличались по характеру нагрузок, но в то же время были лишены интерферентних элементов
Основные условия совмещения профессий и трудовых функций, которые обеспечивают уменьшение монотонности:
- совмещаемой профессии должны изменять уровень загруженности различных органов и систем;
- совмещаемой операция должна быть легкой, чем основная При легкой монотонной работе эффективно изменение на более тяжелую;
- более монотонную работу необходимо совмещать с менее монотонной;
- совмещаемой трудовые комплексы должны обеспечивать работу с участием мышц-антагонистов, а также изменение рабочих поз;
- статические нагрузки должны компенсироваться умеренными динамическими нагрузками
При организации монотонных работ важное значение имеет выбор темпа работы Темп может быть свободным или принудительным Каждый из них имеет преимущества и недостатки Поэтому при выборе темпа работы следует исходить из спе ецификы конкретного производства В одних случаях целесообразно оптимальный заданный темп с регулировкой скорости конвейера согласно кривой работоспособности Вариация скорости не должна превышать 10-15% В других случаях эффективное самостоятельное регулирование рабочего темпа Последнее применяется на автономных конвейерах, обеспечивает не только свободу ритма, но и регулирования содержания роботмісту роботи.
Эффективным средством борьбы с монотонностью является бригадно-групповая форма организации потока Суть ее в том, что бригада выполняет операции всего цикла по изготовлению более-менее законченного продукта (узловой а) Процессы изготовления каждого узла выделяются в самостоятельные производственные секции Рабочие работают в свободном ритме, а узлы соединяются в монтажной секции В этом случае трудовой процесс менее раз расчлененного и теснее кооперированныханий.
Уменьшению негативного влияния монотонных работ на психическое состояние работников и показатели их работы способствуют следующие меры:
- рационализация режимов труда и отдыха;
- эстетизация производственной среды;
- применения функциональной музыки
К факторам уменьшения монотонности относятся также психологические меры, призванные усилить внутренние мотивы деятельности Это, в частности, психологическая стимуляция трудовой деятельности за счет постановлений ки промежуточных производственных целей, обеспечения работников текущей информации по выполнению работы Особое значение имеют привлечения рабочих к управлению и решению производственных проблем, а и также благоприятный социально-психологический климат, создание условий для общения в процессе труда, если это возможно Все это формирует положительные эмоциональные состояния у работников, усиливает их монотоностийкистсть.
Напряженность
Характер функционирования обеспечивающих деятельность физиологических и психологических систем организма позволил выделить различные варианты состояния напряженности. На основании анализа изменения психофизиологической цены деятельности различают продуктивную и непродуктивную формы напряженности. По преобладанию интуитивного или эмоционально-активационного компонентов деятельности определяют развитие эмоциональной или операциональной напряженности. Обобщенный и количественный показатель цены деятельности, разработанный на основе психофизиологических параметров, используется в эргономических исследованиях для оптимизации условий содержания и режимов трудовой деятельности, оценивания прогнозирования работоспособности.
Напряженность работы определяется уменьшением количества времени, отводимого на выполнение каких-либо операций, действий, принятие решений. Дефицит времени, то есть фактическая нехватка времени для полноценного завершения какого-либо процесса, операции человеком, группой людей часто используется в двух значениях:
- ограничение времени на выполнение какой-либо работы;
- острая недостаточность соответствующей возможности человека выполнять определенные действия, в этом случае дефицит времени рассматривается как стрессовый фактор.
Лимит времени для многих видов трудовой деятельности связан с:
- приемом и переработкой больших объемов информации в жестком временном режиме;
- с высоким темпом осуществляемой сложной исполнительской деятельности;
- с различным сочетанием первых двух факторов.
Основными предпосылками возникновения дефицита времени являются:
- высокий темп поступления сигналов, требующих немедленного реагирования;
- кратковременность существования сигнала;
- большой объем информации, одновременно поступающей к человеку;
- резкое, внезапное нарушение, требующее экспертного вмешательства человека;
- индивидуальные качества сотрудника: недостаточная обученность, неблагоприятное функциональное состояние, недостаточное быстродействие, недостаточная выраженность профессионально важных психологических качеств идругие;
- неудачная организация труда и рабочего места;
- дискомфортные внешние условия деятельности.
Дефицит времени может оказывать как положительное (оптимизирующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние на деятельность человека. Организующее влияние связанно с перестройкой деятельности, направленной на сохранение надежности и эффективности её выполнения в сложных условиях. Дезорганизация деятельности возможна в основном в условиях острого недостатка времени на выполнение требуемых действий. Такая деятельность сопровождается психической напряженностью, ошибками, импульсивностью действий и неадекватностью реакций.