Рекрутинг (подбор персонала) – это комплекс мероприятий, направленный на поиск и привлечение на работу кандидатов, чьи профессиональные качества, навыки и умения максимально соответствуют требованиям организации.

Конечная цель подбора персонала состоит в том, чтобы с минимальными затратами нанять определенное количество работников необходимого качества для удовлетворения потребностей компании в человеческих ресурсах.

Исходным моментом привлечения персонала считается появление вакансий на определенные должности и рабочие места. Они образуются в результате увольнения, открытия нового направления работы, перегруженности действующих сотрудников, их перемещения и т. п.


В основе подбора персонала лежит несколько базисных принципов.

1. Принцип плановости означает, что мероприятия, направленные на совершенствование кадрового состава, проводятся планомерно, исходя из плановой потребности в работниках и с учетом перспектив развития персонала и организации в целом.

2. Принцип альтернативности реализуется через привлечение в организацию как можно большего числа соискателей.

3. Принцип активного подбора заключается в постоянной работе с потенциальными кандидатами на вакантные места в организации, применении активных методов поиска и вербовки персонала. Это касается как квалифицированных сотрудников других фирм, так и молодых специалистов. Работодатели устанавливают тесные, долговременные связи с учебными заведениями, включая личные контакты специалистов по подбору персонала со студентами.
 

Подбор персонала состоит из следующих этапов.

1. Планирование потребности в персонале. Определение перечня необходимых специалистов, которые могут понадобиться компании в ближайшем будущем для стратегического развития и реализации построенных планов.

2. Разработка личностной спецификации. Спецификация включает в себя перечень требований к кандидату (образование, квалификация, деловые качества) с целью успешного выполнения должностных обязанностей для комплектуемой вакансии.

3. Привлечение кандидатов. Поиск потенциальных кандидатов для работы в организации. Этот этап может включать в себя такие мероприятия, как обзор и оценку внутренних и внешних источников привлечения кандидатов, размещение объявлений о наборе, обращение к агентствам и консультантам и пр.

4. Отбор кандидатов. Процесс изучения психологических и профессиональных качеств кандидата с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей, а также выбор из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и самого работника.

5. Прием на работу. Это завершающий процесс найма кадров, выражающийся в юридическом оформлении принадлежности сотрудника к организации. В Российской Федерации прием на работу сопровождается заключением письменного трудового договора и приказом о приеме на работу.

Схематически весь процесс подбора персонала, выглядит следующим образом (рис.1):