Необходимо гово­рить о принципиально различных видах труда — умственном и физическом. Очевидно, что разные виды профессиональной дея­тельности имеют различные компоненты и степень выраженно­сти умственного и физического труда. Кроме того, и в первом, и во втором случае различают физиологические и психологические рабочие нагрузки.

Недостаточный учет соответствия рабочей нагрузки (РН) и пси­хофизиологических возможностей работника приводит к снижению производительности тру­да, качества продукции или выполняемой работы, ошибкам и не­счастным случаям.

Одно из ключевых понятий психофизиологии труда — соци­ально приемлемый уровень рабочей нагрузки. На адекватность рабочей нагрузки влияет непрерывное развитие техники и техно­логии производства, которое привело к механизации тяжелого физического труда и созданию новых видов деятельности.

Основные понятия

Основные определения понятий приведены в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей сре­ды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Утверждено Руководителем Федеральной службы по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным санитарным врачом Российской Фе­дерации Г. Г. Онищенко 29 июля 2005 г. Дата введения — 1 ноября 2005 г. Руководство Р 2.2.2006-05.)

Условия труда совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность че­ловека.

Вредный фактор рабочей среды (в терминологии Междуна­родной организации труда — опасный фактор рабочей среды) — фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья по­томства.

Вредными факторами могут быть:

- физические факторы — температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие элект­ромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное); элек­трические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); ши­рокополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ и другими источника­ми; ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение — есте­ственное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недо­статочная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, пря­мая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряжен­ные частицы воздуха — аэроионы;

- химические факторы — химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиоти­ки, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), полу­чаемые химическим синтезом и/или для контроля которых исполь­зуют методы химического анализа;

- биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препара­тах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний;

- факторы трудового процесса.

Тяжесть трудахарактеристика трудового процесса, от­ражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигатель­ный аппарат и функциональные системы организма {сердечно­сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятель­ность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой накло­на корпуса, перемещениями в пространстве.

Гигиенические нормативы условий труда (предельно допус­тимые концентрации — ПДК, предельно допустимые уровни — ПДУ) — уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной {кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в про­цессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и по­следующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушения состояния здоровья у лиц с повышен­ной чувствительностью. Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности сме­ны, но не более 40 часов в неделю, в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальны­ми управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защи­ты прав потребителей и благополучия человека с учетом показа­телей здоровья работников (по данным периодических медицин­ских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обяза­тельного соблюдения гигиенических нормативов.

Оценка тяжести физического труда

Рабочую нагрузку (РН) человека очень трудно измерить в стро­го физических единицах, так как весьма широк перечень возмож­ных физиологических РН человека:

а) тяжелая динамическая мышечная работа;

б) динамическая мышечная работа, выполняемая конечностя­ми одной половины тела (работа малых групп мышц);

в) статическая мышечная работа;

г) умственная работа (напряжение функции сосредоточения и внимания);

д) однообразная работа в монотонной обстановке;

е) работа в условиях интенсивного воздействия факторов ок­ружающей среды (температура и влажность воздуха, вентиляция,

инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклимати­зации организма);

ж) напряжение организма, обусловленное другими факторами окружающей среды, например, физическими (шум, блики, пло­хое освещение, вибрация) и социальными (межличностные отно­шения или факторы, личностные и групповые проблемы).

При оценке РН необходимо учитывать максимальное количе­ство перечисленных факторов, сочетающихся в работе человека. На величину РН, помимо ее тяжести и характера, влияет также и продолжительность выполнения задания. Определение всех тре­бований, которые работа предъявляет к человеку (характер, ин­тенсивность и продолжительность), а также оценку работы с целью обеспечения лучшей физиологической адаптации человека к труду и/или труда к человеку, можно осуществить разными методами.

Оценку работы, как правило, проводят в две стадии. Сначала определяют, по каким параметрам будут оцениваться требования, предъявляемые к человеку работой и отдельными производствен­ными операциями, т. е. создают основы для качественной оценки. Затем измеряют количественно указанные требования. Качествен­ную оценку требований конкретной работы можно провести обоб­щенно или аналитически, в этом деле принимают во внимание дан­ные профессиографических исследований.

Для количественного определения рабочей нагрузки и требо­ваний, которые она предъявляет к работнику, используются два принципиально различающихся подхода — ранжирование и по­шаговая классификация. При ранжировании рабочие операции располагают в ряд в такой последовательности, чтобы та из них которая имеет наивысшую оценку интенсивности, находилась в начале последовательности, а рабочая операция с минимальной оценкой — в конце. Пошаговая классификация состоит в том, что сначала выделяют этапы рабочего процесса, имеющие различные оценки, и уже в рамках этих этапов производят классификацию интенсивности операций.

Таким образом, комбинируя суммарный и аналитический под­ходы к оценке труда с принципами ранжирования и пошаговой классификации, можно получить четыре основных метода, кото­рые (по отдельности или в сочетании между собой) позволяют представить почти все известные способы оценки рабочей нагруз­ки. Например, для сборочных работ в промышленности достаточ­но систематизировать и подсчитать основные движения, выпол­няемые работником во время одного цикла сборки. Этот метод позволяет быстро выявить различие между разными типами руч­ных операций, особенно если при этом используется аналитиче­ский прием разделения во времени типовых движений левой и правой рук. Суммарное количество типовых движений, выполня­емых в течение времени, затрачиваемого на один сборочный цикл, рассматривают как усредненный показатель, пригодный для срав­нительных исследований.

В экспериментах производится измерение энергозатрат организ­ма с помощью газоанализатора, которое зарекомендовало себя как простой и надежный способ измерения физической работы. Этот метод используется, главным образом, для определения требова­ний к питанию для конкретной (трудовой, спортивной или воен­ной) деятельности человека. С помощью строго спланированных широкомасштабных обследований появилась возможность выяс­нить, какой уровень недостаточности питания ведет к снижению производительности труда целой нации или отдельных групп на­селения, например, занятых в угольной, горнодобывающей или металлургической промышленности. При очень тяжелой физиче­ской работе энерготраты человека составляют 4 000 ккал в день, и уменьшение потребляемой пищи сильнее всего сказывается на производительности труда. Например, если на протяжении дня с пищей в организм поступает только 3 400 ккал, то производитель­ность труда при очень тяжелой работе падает до 70 %, а при по­ступлении в организм всего лишь 3 000 ккал — до 55 %. Недоста­точное питание оказывает влияние и на выполнение легкой рабо­ты. Что касается отдыха и часов досуга, то здесь энергетические потребности при снижении питания почти не ограничиваются.

Расчеты свидетельствуют, что требуемая калорийность питания наодного человека составляет в среднем 3 000 ккал в сутки. Эффек­тивность питания, т. е. отношение экономического эффекта к об­щей калорийности, достигает своего максимума при величине 3 000 ккал в сутки. Превышение указанной величины ведет к сни­жению эффективности питания, поскольку дополнительное по­требление пищи скорее всего реализуется не в объеме выполнен­ной работы, а в увеличении массы тела человека. Слишком низ­кий уровень питания также является неэффективным из-за сни­жения величины отношения количества произведенной продук­ции к потребленной пище.

Важное практическое применение измерений РН при физиче­ской работе — установление ее максимальной величины. В экспе­риментах была установлена максимальная величина энерготрат человека для 8-часовой рабочей смены, равная 2 000 ккал. Орга­низм человека может расходовать на протяжении длительных пе­риодов времени не более 2 000 ккал при выполнении тяжелой фи­зической работы, когда задействованы большие группы мышц. Исходя из указанного энергетического лимита, можно рассчитать время отдыха для операций, требующих повышенного расхода энергии. Кроме того, это время должно быть распределено на про­тяжении рабочего дня, и суммарные энергозатраты, естественно, не должны превышать 2 000 ккал.

Решающим условием физиологической приемлемости мышеч­ной работы служит адекватное снабжение мышц кислородом на протяжении всего рабочего периода. Поэтому для анализа РН в этом случае необходим особый подход.

Однако на практике оценка энерготрат для определения РН оказалась не вполне приемлемой. Поэтому более широкое распро­странение получил другой подход, в соответствии с которым оце­нивается произведение массы перемещенных тяжестей на рассто­яние перемещения. При этом учитываются (и, соответственно, устанавливаются) различные нормативы для тех групп мышц, ко­торые оказываются преимущественно задействованы в процессе перемещения.

Законодательно при организации труда устанавливаются опре­деленные критерии, которые нуждаются в уточнении.

 Гигиениче­ские критерии — это показатели, характеризующие степень от­клонений параметров факторов рабочей среды и трудового про- цесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений, кроме работ с возбудителями инфекционных забо­леваний, с веществами, относительно которых должна быть ис­ключена возможность вдыхания или попадания на кожу (проти­воопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, нар­котические анальгетики) и которые дают право на отнесение ус­ловий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность. Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности1 условно подразделяют на 4 класса:оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1-й класс) — условия, при ко­торых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптималь­ные нормативы факторов рабочей среды установлены для микро­климатических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие усло­вия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не пре­вышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются та­кими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабо­чих мест и при которых возможные изменения функционального состояния организма устраняются во время регламентированно­го отдыха или к началу следующей смены и не оказывают небла­гоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на со­стояние здоровья работников и их потомство. Допустимые усло­вия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличи­ем вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности (в классификации в основном использована качественная характеристика изменений в организме работников, которая будет дополняться количествен­ными показателями по мере накопления информации о рисках нарушения здоровья):

1 -я степень 3-го класса (3.1): условия труда характеризуются та­кими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, ус­траняющиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса (3.2): уровни вредных факторов, вызы­вающие стойкие функциональные изменения, приводящие в боль­шинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня за­болеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению на­чальных признаков или легких форм профессиональных заболе­ваний (без потери профессиональной трудоспособности), возни­кающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3-я степень 3-го класса (3.3) — условия труда, характеризую­щиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профес­сиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4-я степень 3-го класса (3.4) — условия труда, при которых мо­гут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемо­сти с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) харак­теризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие кото­рых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных пора­жений, в том числе и тяжелых форм.

Оценка тяжести физического труда проводится на основе учета всех приведенных показателей (см. Приложение 10). При этом вна­чале устанавливают класс по каждому измеренному показателю, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наибо­лее чувствительному (критичному) показателю, получившему наи­более высокую степень тяжести. При наличии двух и более пока­зателей класса 3.1 и 3.2 условия труда по тяжести трудового про­цесса оцениваются на 1 степень выше (классы 3.2 и 3.3 соответ­ственно).

Классы условий труда устанавливают на основании фактиче­ски измеренных параметров факторов рабочей среды и трудового процесса. При превышении нормативных уровней работодатель разрабатывает комплекс мер по оздоровлению условий труда, включающий организационно-технические для устранения опас­ного фактора, а при невозможности устранения — для снижения его уровня до безопасных пределов. Если в результате внедрения мер риск нарушения здоровья сохраняется, используют меры по уменьшению времени его воздействия (защита временем). Исполь­зование средств индивидуальной защиты в числе приоритетов мер по улучшению условий труда занимает последнее место.

 

Оценка тяжести умственного труда

Так как человеческое общество становится все более и более цивилизованным, все больше работников привлекаются к ум­ственному труду, умственные требования большей части современ­ных видов деятельности значительно превышают требования фи­зические. Сотрудник учреждения или администратор, сидящий за видеодисплеем, тоже выполняют некоторые физические операции, нажимая на клавиши, но эта часть работы значительно менее тя­желая, чем когнитивная деятельность, определяющая, какие кла­виши нажимать. Физическая рабочая нагрузка и энергетические затраты могут быть достаточно точно измерены количеством по­требляемого кислорода и теплоотдачей тела. Поскольку все боль­шее количество видов трудовой деятельности основывается на умственной, а не на физической, работе, значительные усилия на­правляются на разработку методов измерения умственной нагруз­ки. Конечной целью поисков могла бы быть численная величина, которая бы указывала, сколько умственной нагрузки связано с той или иной задачей. К сожалению, не представляется возможным, что эта цель будет когда-нибудь достигнута. Умственная рабочая нагрузка — слишком сложное понятие, чтобы выразить его чис­ленной величиной.

Многие специалисты по умственной рабочей нагрузке прихо­дят к заключению, что отсутствует единое определение этого па­раметра. Предложено много рабочих определений, зависящих от профессиональных интересов и точки зрения отдельных исследо­вателей. Так, можно привести убедительные доводы об отноше­нии умственной рабочей нагрузки к процессам обработки инфор­мации и вниманию (экспериментальные психологи), имеющему­ся для решения задачи времени (системные инженеры), управле­нию техникой (электротехники и машиностроители), напряжению и эмоциональному состоянию (психофизиологи и физиологи). Поведенческие критерии умственной рабочей нагрузки позволи­ли сформулировать 14 типов задач, или методов, сгруппирован­ных в три категории: субъективное мнение, резервные психичес­кие способности, основная и второстепенная задачи.

Субъективные мнения могут быть собраны либо с помощью оценочных шкал, либо посредством вопросников (анкет) и/или интервью. Оценочная шкала представляет собой психометриче­скую методику упорядочения мнений математически последова­тельным образом, тогда как интервью или вопросник дает резуль­таты, не выраженные количественно. Наиболее популярна оце­ночная шкала Купера—Харпера  Более новые исследо­вания по субъективному шкалированию умственной рабочей на­грузки использовали математическую процедуру, названную ком­бинированным измерением. Другой использованный подход — многомерное шкалирование.

Резервные психические способности образуют наиболее ши­рокую категорию. Она определяется предположениями об огра­ниченности внимания и наличии верхнего предела человека как информационного канала. Методы измерения резервной способ­ности взяты из теории информации и обеспечиваются различны­ми методами численного моделирования.

Однако намного больше данных было получено при использо­вании методов основной и второстепенной задач. Этот подход за­ключается в том, что одновременно должны решаться основная и второстепенная задачи. При этом операторам дается инструкция, в соответствии с которой им следует уделять внимание, прежде все­го, основной задаче, а второстепенную решать только в тех случаях, когда это никак не влияет на их способность выполнения основ­ной. Снижение успешности в решении второстепенной задачи ин­терпретируется как свидетельство повышенной рабочей нагрузки, создаваемой основной задачей. Таким образом, если данная вто ростепенная задача может быть успешно решена в 80 % случаев совместно с основной задачей А, но только в 50 % случаев с основ­ной задачей Б, делается вывод, что задача Б создает большую ра­бочую нагрузку. Однако, хотя эта логика достаточно корректна, отбор подходящих второстепенных задач сложен технически.

Метод основной задачи опирается на предположение о том, что увеличение умственной рабочей нагрузки вызывает снижение эф­фективности ее решения. Этот метод может успешно применять­ся, если рабочая нагрузка действительно очень высока. Но анализ методом основной задачи при нагрузках ниже среднего уровня часто не способен обнаружить влияние дополнительных задач или процедурных изменений.

При рассмотрении умственной нагрузки встречаются с рядом ограничений, обусловленных человеческими возможностями.

В сложных случаях условия труда оценивают по показателям функционального состояния организма работника и другим дан­ным специалисты по гигиене или медицине труда (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо­лучия человека, научные подразделения гигиенического профи­ля). К таким случаям относят:

  • особые формы организации работ (продолжительность рабочей смены более 8 ч, вахтовый метод труда и т. п.);
  • работы, связанные с преимущественными перемещениями и воздействием на работника факторов, меняющихся по интенсивности, продолжительности и природе;
  • работы, требующие применения специальных средств защиты, ухудшающих функциональное состояние работника;
  • сложные комбинации факторов рабочей среды, тяжести и напряженности труда.

Для оценки напряженности умственного труда, используют следующие показатели :

1.степень напряжения внимания;
2.плотность воспринимаемых сигналов;
3.темп работы;
4.плотность рабочей смены;
5.напряженность анализаторных функций;
6.степень эмоционального напряжения;
7.интеллектуальное напряжение;
8.монотонность работы;
9.нагрузка на память;
10.сменность труда.